Бизнес для женщин: какой он?

Блог / Статья 13 мая 2022

Бизнес для женщин: какой он?

В современном мире профессиональные достижения женщин уже никого не удивляют. И бизнес – не исключение. В России 1/3 от общего числа предпринимателей – женщины, а в некоторых сферах, например социальной, мы и вовсе занимаем лидирующую позицию – 90%. За последние годы женский бизнес вырос и окреп. Тенденция роста продолжается, и вот интересная статистика, которую собрали в Forbes Women*.
 
  1. Женщины владеют 1,8 млн компаний в России, это 30% от общего количества;
  2. За последние 3 года число предпринимательниц выросло на 20%;
  3. Женщины лидируют в социальной сфере, здесь им принадлежит 90% компаний;
  4. 28% бизнесвумен выбирают торговлю, 14% занимаются производством и 58% работают, предоставляя различные услуги. 
* данные 2021 года.
 
В бизнес приходят самые разные женщины, у каждой своя уникальная история и опыт. Одни превращают хобби в собственное дело, другие начинают карьеру в декрете, кого-то стимулирует развод, а кого-то замужество. Объединяет их одно – увлеченность своей работой. 
 
 
Необычные факты о российских бизнесвумен узнал «Тинькофф Бизнес», по результатам опроса 650 тысяч женщин-предпринимателей: 
 
  • Возраст – не главное. Самая молодая бизнесвумен еще не достигла совершеннолетия, ей всего 16, а самой старшей почти 90 лет.
  • Девушки предпочитают учиться. Большинство дам идёт в бизнес классическим маршрутом: образование, работа в найме, открытие бизнеса. 73% бизнесвумен имеют высшее образование.
  • Жизненный опыт имеет значение. Средний женский возраст для старта в бизнесе 35-40 лет;
  • Семья бизнесу не помеха. Около 60% предпринимательниц замужем и воспитывают детей; 
  • Декрет – время для открытия бизнеса. 24% опрошенных сообщили, что открыли собственное дело в отпуске по уходу за ребенком2
Частая история, когда хобби перерастает в свое дело. Если вы хорошо готовите, шьете, вяжете, организовываете праздники для близких – есть большая вероятность, что вы сможете этим заработать. 
 

Женский бизнес: какой он? 

По статистике, женщины открывают собственное дело в той области, которая им по душе. Это могут быть вязанные игрушки, мыло ручной работы, посуда, расписанная вручную, картины бисером, кондитерские изделия, постельное белье и одежда. Созидание и красота – одни из главных базовых ценностей в бизнесе женщин. Но есть, конечно, и исключения, ведь бизнес – это не просто увлечение для души, это прежде всего прибыль и работа. Рассмотрим, какие основные сферы можно выделить в бизнес-моделях, которыми активно занимаются женщины в России, и разберем их специфику3
 

1. Социальная. Сюда относятся дошкольное и среднее образование, центры детского и молодежного развития, спортивные и творческие секции, центры психологической помощи, кабинеты индивидуальной психологической практики, центры поддержки пожилых людей, в том числе санатории постоянного пребывания. 

Социальный бизнес имеет свои особенности.

  • В первую очередь, это бизнес для людей, особенно для тех, кто нуждается в заботе и помощи. Поэтому здесь необходима чуткость, внимательность, человечность, а также много времени и сил на работу. 
  • В эту сферу стоит идти, если есть потребность помогать и желание принести пользу обществу. Работать придется много и усердно, но можно рассчитывать на помощь от государства. 
  • Именно социальным предпринимателям доступны социальные меры поддержки в виде льготных контрактов и специальных программ. На выделенные деньги можно купить необходимое оборудование или сделать ремонт помещения. 

2. Услуги. Обширная область включает в себя множество полезных услуг, и на неё приходится 58% от общего числа женских компаний. Здесь можно заниматься рукоделием – вязать, шить, вышивать, расписывать посуду, рисовать картины. Сюда же относятся все бьюти-услуги: наращивание ресниц, оформление бровей, макияж, маникюр, косметологические процедуры, парикмахерские. Готовка, уборка, помощь по дому, услуги стилистов и дизайнеров, диетологов и астрологов. Список можно продолжать долго. Сфера услуг также имеет свою специфику. 

  • Любая услуга кому-то нужна. Даже самые необычные предложения находят своего потребителя.
  • Выбирайте то, что хорошо умеете и что нравится делать.
  • В этой сфере клиенты часто приходят стихийно, бывают периоды затишья, но этого не стоит бояться. 
 
Например, в Ульяновске живет Елена Мухаметзянова, которая из кондитера-любителя выросла до настоящего предпринимателя. Начинала с частных заказов на десерты, а сейчас ее производство выпускает все виды кондитерских изделий: от конфет до тортов. Елена продолжает работать над своим мастерством и создает уникальные рецепты новых десертов, которые неизменно нравятся покупателям. В перспективе – расширить производство и начать поставки в кафе и рестораны. 
 
3. Продажи. Маленькие лавочки и крупные офф-лайн магазины, а также интернет-площадки, все это нацелено на продажу товара. Купить можно все, от экзотических фруктов и фермерской колбасы до китайского фарфора и антикварной мебели. Можно продавать и товары собственного производства, и купленные у поставщика. На что следует обратить внимание: 
 
  • определитесь с товаром, в котором хорошо разбираетесь или который можете создавать сами;
  • продумайте логистику и доставку;
  • не спешите масштабировать и наращивать обороты, для этого будут нужны дополнительные ресурсы и время. 
 
И снова пример. Анна Сергеева из Петрозаводска делает красивые и экологичные деревянные игрушки1. Идея бизнеса родилась благодаря детям. Даже название бренда взято из семьи – «Егорка», так зовут младшего сына Анны. Развивающие игрушки стоят недешево, а качество часто отставляло желать лучшего, поэтому было решено сделать игрушки своими руками. За основу взяли дерево, потому что оно экологично и безопасно.
 
В интервью карельскому сайту новостей Анна поделилась
 
«В декрете потребность творчества еще больше обострилась. Нужно было куда-то приложить свое умение, создавать что-то своими руками — это всегда было мечтой. Вот моя мечта вылилась в такое дело».
 
Поначалу создание игрушек было, скорее, увлечением, но 2 года назад превратилось в бизнес. Сейчас Анна производит игрушки из разной древесины, которые ей присылают со всей страны. 
 
«Анна занимается расширением своего дела, и как бы ей ни хотелось самой все расписывать и упаковывать, просто не успеть. Экономическое образование помогает быть успешным менеджером, заниматься развитием фирмы», пишет портал rk.karelia.
 
Анна представляет свои игрушки на различных выставках и ярмарках. 
 
«На ярмарке ты себя совершенно по-другому чувствуешь, это не сидеть за компьютером. Ты получаешь отзывы, живое общение, приходят дети, их не оттащить от наших игрушек», - рассказала предпринимательница. 
 
Бренд «Егорка» известен уже не только в России, но и за границей: в азиатских странах, Сингапуре и Австралии.
 
4. Инфобизнес
Женщины активно развиваются в интернете, они ведут блоги о красоте, путешествиях и кулинарии, учат эргономичному хранению в доме, проводят тренировки по фитнесу и йоге. Они создают рекламу в соцсетях и разрабатывают маркетинговые стратегии для крупных компаний, а также проводят соцопросы и анкетирования. Все это интересно и востребовано на рынке. 
 

Поддержка на государственном уровне

Развитие женского бизнеса в России простимулировало рост государственных программ для поддержки новых предпринимателей. Так, с 2019 года Минэкономразвития России предлагает образовательные бизнес-программы для женщин-предпринимателей.
 
А по госпрограмме «Развитие женского предпринимательства» можно получить реальную финансовую поддержку для начала бизнеса. Так, на развитие социального бизнеса выделены гранты до 500 тыс. рублей. 
 
Елена Мухаметзянова, кондитер из Ульяновска, (упомянутая выше), получила от государства социальный контракт на 250 тысяч рублей. На эти деньги она купила принтер для нанесения рисунка на кондитерские изделия, печь и холодильник. 
 
Получить консультации и полезные знания можно на Евразийском женском форуме. Там проводятся конкурсы и оказывается финансовая поддержка победителям. В регионах женщины-предприниматели могут получить небольшие гранты на развитие бизнеса. Женщинам в декрете и безработным мамам помогает программа с господдержкой «Мама-предприниматель». Можно освоить новую специальность, получить дополнительное образование и юридическую помощь при создании собственного дела.
 

Полезные советы для начинающих бизнесвумен

  1. Определитесь с нишей. Выбирайте то, что хорошо умеете и любите. Женщинам проще достичь успеха именно в любимом деле.
  2. Изучите конкурентов, проанализируйте сильные и слабые стороны их бизнес-проектов. 
  3. Продумайте рекламу и маркетинг-стратегию. Учитывайте, что лучше всего работают рекомендации знакомых («сарафанка») и продвижение в интернете.
  4. Не гонитесь за большими оборотами, масштабируйте свое дело постепенно, продумывая развитие на каждом этапе.
  5. Продумайте логистику, взаимодействие с клиентом, разработайте фирменный стиль, закажите визитки.
  6. Составьте бизнес-план, проконсультируйтесь с юристом и бухгалтером.
  7. Зарегистрируйте фирму, ИП, самозанятость или ООО. 
 
 

Источники
1. Карельское детство – деревянные игрушки, сайт
2. Бизнес в декрете, сайт;
3. Бизнес для женщин — 40 бизнес-идей для женщины, сайт
 
 

Top.Mail.Ru
-->