Чем заполнить пустоту в торговых центрах: мнение россиян

Блог / Статья 7 июля 2023

Чем заполнить пустоту в торговых центрах: мнение россиян

 
За минувший год из-за санкций российский рынок, как известно, покинуло огромное множество зарубежных брендов: IKEA, H&M, Bershka, Marks & Spencer, Uniqlo и так далее – список велик. На эту тему уже было сказано немало слов, и к уходу иностранных компаний можно относиться по-разному, положительно или отрицательно. 
 
Однако это не отменяет одного факта: торговые центры опустели. Закрытые ставни магазинов, пустующие пространства, голые баннеры, которыми завешивают то, что когда-то было зарубежным магазином – всё это навевает на посетителя чувство дискомфорта, создаёт впечатление заброшенности. 
 

Сервис или торговля?

Возникает вопрос: чем же заполнить эту пустоту? Новыми магазинами? Компаниями, предоставляющими услуги? Ответ на этот вопрос дали потребители. Центр СИТИ Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ провёл общероссийский опрос об отношении граждан к торговым центрам.
 
Как показало1 исследование, даже с учётом повсеместного развития сервисов по доставке товаров на дом, россияне по-прежнему часто посещают торговые центры, причем не только для покупки еды или одежды. 
 
Отвечая на вопрос, чем следует заполнять освободившиеся площади торговых центров, более половины россиян (55%) сказали, что хотели бы видеть на этих площадках продавцов российских товаров. 28% респондентов считают, что пустующие пространства стоит заполнить иностранной продукцией дружественных государств.  
 
Обращает на себя внимание тот факт, что небольшая доля опрошенных (всего 7%) считает целесообразным заполнение пустующих мест пунктами неторговой деятельности. Примечательно это потому, что такая потребность действительно существует. К таким неторговым точкам россияне относят организации, занимающиеся досугом детей – детские развлекательные центры (42% из числа респондентов, отметивших важность данного сегмента) и комнаты присмотра за детьми (28% опрошенных). 
 
 
Также россияне считают, что на пустующих площадях стоит разместить объекты, связанные с предоставлением различных услуг населению: центры социальных услуг, МФЦ (31%), отделения банков (24%) и почты (14%), пункты выдачи заказов (22%).
 
«Уже сейчас у россиян есть большой запрос на расширение перечня детских услуг, социальных сервисов (в первую очередь, это почта и пункты выдачи заказов), заведений для поддержания красоты и здоровья (парикмахерские, спортивные центры). Именно эти неторговые услуги могут заполнить площади, которые освободились после пандемии и ухода из России ряда иностранных компаний»,отметил декан Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, директор Центра СИТИ Евгений Михайленко.
 
И ведь сложно не согласиться с тем, что это действительно нужно. Торговые центры уже давно перестали быть обычным «рынком» с разнообразными магазинами. Это – и место для проведения досуга. Оно должно быть комфортным для посетителей любых возрастов, создавать условия для того, чтобы люди не желали поскорее закончить с покупками и убраться восвояси. 
 
Однако заполнить всё пустующее пространство неторговыми точками, к сожалению, не представляется целесообразным. Мы не просто так подчеркнули, как «опустели» торговые центры: свободного места подчас бывает так много, что одними детскими площадками да МФЦ не отделаешься. Да ведь и не просто так более половины респондентов считает, что свободные места должны занимать российские магазины. Но какие? Что нужно людям? 
 

Каких товаров не хватает

 
Как показывают исследования Аналитического центра НАФИ, менее всего россияне удовлетворены выбором косметики, товаров личной гигиены и ухода за собой – каждый пятый опрошенный считает, что ассортимент таких продуктов слишком скуден. Неудовлетворённость ассортиментом выше среди женщин (30%), молодежи до 24 лет (30%) и россиян с высоким уровнем дохода (23%). 
 
На фоне этой категории другие товары, например, продукты питания и товары для дома находятся в явно более выгодном положении: удовлетворённость выбором, который предоставляют магазины, выразили2 82% и 89% соответственно.
 
И ведь действительно, порой даже в специализированных магазинах бывает очень трудно встретить разнообразие косметических товаров, гелей, шампуней, зубной пасты. Преимущественно это одни и те же бренды, и результаты опроса говорят сами за себя: людям нужен выбор, нужно разнообразие. 
 
Директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ, Наталья Кузнецова, отмечает:
 
«Отечественным производителям товаров для личной гигиены и ухода за собой мы рекомендуем обратить внимание на относительно невысокие оценки удовлетворенности ассортиментом в этой категории, отдельно проанализировать, какие именно продуктовые потребности населения могут быть не закрыты и рассмотреть возможности по активизации работы в этом направлении».
 
Так что же делать? Решение очевидно: занимать пустующую нишу и свободные помещения в торговых центрах, удовлетворяя потребности населения. 
 
Таким образом, на фоне вышеуказанных опросов, очень вероятно, что в ближайшем будущем любимые многими торговые центры вновь наполнятся жизнью, а на месте ушедших иностранных брендов мы увидим новые неторговые точки и магазины с широким ассортиментом недостающих россиянам товаров. 
 
 

Источники:
1. Россияне рассказали о своем отношении к торговым центрам. Ссылка.
2. Каждый пятый россиянин недоволен ассортиментом косметики и товаров для личной гигиены. Ссылка.
 
Фото: © Freepik.com
 
 
 
 

Top.Mail.Ru
-->