Как подать иск в суд через МФЦ

Блог / Статья 6 сентября 2023

Как подать иск в суд через МФЦ

Возможности интернета кажутся безграничными. В глобальной сети можно получить не только полную информацию обо всем на свете, но и решить многие жизненные вопросы. Новые онлайн-сервисы позволяют подать заявление и документы по гражданскому или арбитражному делу в суд самостоятельно. Продолжают расширяться функции многофункциональных центров России. Теперь каждый россиянин может подать исковое заявление в суд через МФЦ1, используя информационную систему о судопроизводстве. 
 

Обратиться в суд, не выходя из дома

 
Каждый, кто сталкивался с судопроизводством, знает: традиционным способом подачи иска является обращение непосредственно в суд либо направление документов по почте. Затем, после подачи основного заявления, подаются дополнительные документы по делу, которые вручаются судье или второй стороне в заседании.
 

Новое время – новые возможности

Возможность подачи заявлений и других документов для суда онлайн появилась достаточно недавно. Одной из первых стала система «Мой арбитр», через которую можно обратиться в арбитражный суд. На портале «Госуслуги» можно подать документы для иска в Верховный суд Российской Федерации. Исковое заявление в любой суд общей юрисдикции или конституционный суд России можно подать через портал ГАС «Правосудие»2.
 
Подать заявление можно также на официальном сайте суда, зайдя в раздел «Подача процессуальных документов в электронном виде» на главной странице сайта.
 
В виде электронных документов и электронных образов в суд можно подать:
 
  • исковые заявления,
  • ходатайства,
  • жалобы,
  • возражения,
  • иные обращения и процессуальные документы.
Порядок подачи документов зависит как от вида судопроизводства, так и от используемой системы. На сайтах всегда можно найти пошаговую инструкцию с подсказками, какие сведения необходимо внести и в каком виде прикреплять документы.
 

Без электронной подписи не обойтись

Любой документ, поступающий в суд, должен быть подписан заявителем. Независимо от выбранной системы для подачи документов, у вас должна быть оформлена электронная цифровая подпись (ЭЦП), которая используется для подписания электронных файлов.
 
Для подписания и направления электронного заявления можно использовать один из двух вариантов:
 
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) – позволяет подписать электронный документ или заверить его скан. Такая подпись приравнена к собственноручной и имеет юридическую силу практически везде. 
 
Получить УКЭП можно:
 
  • бесплатно в приложении «Госключ». Для этого необходимо подтвердить учетную запись на портале «Госуслуги». Также понадобятся новый загранпаспорт с чипом и смартфон с NFT-модулем;
  • в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ). 
Упрощенная электронная подпись (УЭП) – позволяет только заверить скан-копии документов.
 
  • УЭП можно получить на портале «Госуслуги».
  • Также простой электронной подписью для подачи документов считается авторизация в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). 

Как подать документы

 
Для подачи документов через электронные сервисы нужно выполнить следующие шаги:
 
  1. Зарегистрируйтесь на выбранном портале или войдите в Личный кабинет, если уже зарегистрированы. 
  2. Выберите раздел «Подать обращение» или «Новое обращение». 
  3. Заполните форму обращения, указав все необходимые данные: название суда, категорию дела, реквизиты сторон, предмет и основание спора, сумму исковых требований и т. д. 
  4. Прикрепите файлы с необходимыми документами в допустимом сервисом формате.  
  5. Подпишите документы электронной подписью (УКЭП или УЭП). Проверьте ее правильность. 
  6. Отправьте обращение в суд. 
  7. Проверьте статус обращения в Личном кабинете.
К пакету документов также прилагается квитанция об оплате пошлины.
 

Подача документов в суд через «Госуслуги»

На сегодняшний день портал «Госуслуги» позволяет напрямую подавать иск только в Верховный суд Российской Федерации3.
 
Для доступа к порталу необходимо зарегистрироваться на сайте или иметь учетную запись на портале единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
 
Учетную запись Госуслуг можно использовать для регистрации и подтверждения личности на множестве других сайтов. 
 
Если у вас есть готовое заявление, при подаче через Госуслуги заполните сведения о сторонах, суде, деле, приложив готовый файл допустимого формата.
 
Некоторые документы потребуется подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), например ходатайство об аресте имущества. 
 

Подача документов в суд через систему ГАС «Правосудие»

Если у вас уже есть готовые электронные документы, подписанные УКЭП, их можно подать через портал Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие».
 
Система «Правосудие» позволяет подавать документы в любой суд общей юрисдикции или конституционный суд России. В ней также можно отслеживать ход рассмотрения дела, узнавать о назначенных заседаниях и судебных решениях, взаимодействовать с участниками процесса.
 
Для доступа к системе необходимо зарегистрироваться на сайте ГАС «Правосудие» или иметь учетную запись на портале «Госуслуги».
 
Через систему «Правосудие» могут работать истцы и ответчики, их представители по доверенности. Если к участию в деле привлечены третьи лица, они также вправе подавать документы, знакомиться с карточкой дела. 
 

Процедура подачи документов в МФЦ

 
У жителей всех российских регионов появилась возможность обратиться в суд через многофункциональные центры. Через МФЦ можно подать документы в электронном виде, подписанные простой электронной подписью (УЭП)4.
 

Как это работает

Компьютеры общего пользования в МФЦ имеют открытый доступ в интернет. На рабочем столе такого компьютера размещен ярлык со ссылкой на интернет-портал ГАС «Правосудие». 
 
Доступ к сервису «Электронное правосудие» предоставляется физическим лицам через Личный кабинет.
 
Личный кабинет создается автоматически при первом обращении путем подтверждения личных данных.
 
Доступ к Личному кабинету сервиса «Электронное правосудие», в свою очередь, осуществляется посредством идентификации и аутентификации с использованием подтвержденной учетной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
 
Чем могут помочь сотрудники МФЦ
Важно понимать, что сотрудники МФЦ не оказывают юридическую консультационную помощь по содержанию направляемых в суд документов. Все документы вы должны подготовить заблаговременно.
 
Работники МФЦ могут:
 
оказать помощь в регистрации, подтверждении или восстановлении учетной записи заявителя в ЕСИА;
помочь сформировать электронные образы документов: отсканировать оригинал заявления в суд или документов с подлинников или заверенных копий;
помочь выбрать нужную опцию в заполнении раздела «Подать обращение» и прикрепить файлы с направленными в суд документами.
 
После обращения в суд в ваш Личный кабинет портала «Правосудие» придет уведомление о поступлении документов в информационную систему. Работник МФЦ поможет распечатать как это уведомление, так и поступившие из суда документы при последующем вашем обращении в МФЦ.
 
 

Источники:
1. В МФЦ появилась возможность для граждан подать исковое заявление в суд, сайт.
2. Как подать заявление в суд онлайн, сайт.
3. Как подать документы в суд в электронном виде на Госуслугах, сайт.
4. Как проходит подача в суд документов через МФЦ в России, сайт.
 
Фото: © Freepik.com
 
 

Top.Mail.Ru
-->