Как помочь ребенку выбрать профессию

Блог / Статья 10 октября 2022

Как помочь ребенку выбрать профессию

Бывает так, что ребенок с ранних лет мечтает стать врачом или учителем, актером или ученым. Если родители и школа поддерживают это желание, с годами, через труд и упорство, мечта превращается в реальность. Но чаще всего дети не загадывают так далеко и к старшим классам приходят без понимания, какую специальность выбрать и какие сдавать экзамены. Поэтому родители должны помочь подросткам в этом нелегком выборе.
 
 
Современные учебные заведения предлагают российским абитуриентам более 5000 специальностей. Одни уходят в прошлое, на смену им приходят новые, например, из цифровой и IT-сферы. В таком многообразии легко запутаться. Чтобы не ошибиться с выбором, важно вовремя заняться профориентацией и прислушаться к своим желаниям.
 
Статистика утверждает, что около 80 % подростков в возрасте 14–16 лет не готовы определить свое будущее и не знают, кем хотят стать. Часто они ждут совета от родителей или учителей. Важно, чтобы эта помощь была лишь вектором, а не готовым решением. Ответственность за выбор будущей профессии — неотъемлемая часть взросления.
 

Что важно на раннем этапе учебы

Пока ребенок только начинает учиться и еще не стоит вопрос о будущей профессии, важно следующее:
 
  • создать благоприятные условия, в которых ребенок будет расти и развиваться: отдельный письменный стол, книжная полка с учебниками и книгами, свой компьютер или планшет;
  • свободное время на хобби и любимые занятия, общение с друзьями, учеба не должна быть в тягость и заполнять весь день;
  • дать ребенку возможность попробовать себя в любой сфере, поддерживать его интересы, даже если вам кажется, что ему это не подходит или нет способностей;
  • не опережать события и не просить выбрать что-то одно;
  • дать право выбора: не решать за ребенка, в какой школе (с каким уклоном) учиться, какие выбирать факультативы.

Когда начинать профориентацию

 
Выбирать профессию мечты можно уже в начальной школе. Но предпочтения ребенка с годами могут измениться. Всерьез этим вопросом нужно задаться в восьмом-девятом классе. Именно в этом возрасте уже сформирован интерес к определенным предметам, есть предпочтения и видны способности. Для продуктивного обсуждения важны доверительные отношения. Если есть разногласия, лучше уладить их мирно, а затем заняться планированием будущего.
 

Что важно в процессе выбора

  • Интересы ребенка, его увлечения и наклонности. Поддерживайте его стремления, отдавайте в секции, отправляйте на олимпиады и конкурсы (если он этого хочет).
  • Больше информации. Покупайте специальную литературу или подписку на специализированные интернет-ресурсы по интересующему профилю.
  • Оказывайте поддержку. Разговаривайте с подростком, спрашивайте, проявляйте интерес.
  • Определите несколько вариантов. Подробно рассмотрите их вместе с ребенком.
  • Обсуждайте. Составьте список за и против выбранных профессий.
  • Представляйте будущее. Подумайте, как в этой профессии будет реализовываться ваш ребенок через пять, десять, двадцать лет, будет ли она актуальной. Пофантазируйте вместе.
  • Оцените финансовый потенциал. Материальные перспективы профессии — немаловажная часть успешного будущего.
  • Не давите. Ваша задача — помочь, а не навязать свой личный выбор.
Три главных кита профориентации: «хочу», «могу», «надо».
 
Прежде чем окончательно определиться, надо задать будущему специалисту три вопроса2.
 
  1. Ты хочешь заниматься этим делом?
  2. Ты можешь заниматься этим делом (по состоянию здоровья, есть ли необходимые способности и качества)?
  3. Нужна ли эта профессия обществу и востребована ли на рынке труда?
Если на все три вопроса ответ утвердительный, то выбор сделан верно. Важно, чтобы решение было обдуманным и осознанным.
 

Что делать

 
  1. Выбрать несколько интересных специальностей и собирать информацию в справочниках, на сайтах и других источниках.
  2. Пройти профориентационное тестирование. Это поможет выявить личностные качества, узнать лучше себя и свои способности, а также предпочтения в профессиях.
  3. Попробовать на себе. Предложите ребенку попрактиковаться в выбранной профессии на каникулах или в качестве волонтера, помощника или стажера.
  4. Общение со специалистами. Познакомьте ребенка с успешными представителями выбранной профессии, пусть они расскажут о своей работе и поделятся опытом.
  5. Экскурсия в вуз. Посетите вместе с ребенком дни открытых дверей в различных вузах. Там можно вживую посмотреть на педагогов, ощутить студенческую атмосферу и понять, подходит она вашему абитуриенту или нет.
  6. Профессиональные выставки. Каждый год в крупных городах проходят мероприятия, где вузы показывают абитуриентам свои специальности, требования, рассказывают о возможностях и учебном процессе.

Билет в будущее

Фото: Пресс-служба проекта «Билет в будущее»
 
В этом учебном году возобновил работу Всероссийский проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он входит в национальный проект «Образование» Министерства просвещения Российской Федерации. Проект «Билет в будущее» успешно реализуется в 85 регионах страны, в 2021 г. его участниками стали более 650 тысяч школьников. Более 80 % абитуриентов смогли воспользоваться полученными рекомендациями при поступлении в вузы1.
 
В сентябре на цифровой платформе «Билет в будущее» была запущена мультимедийная профориентационная выставка «Лаборатория будущего»3. Более 100 тысяч учеников 6–11 классов узнали, как работает современный рынок труда, и познакомились с системой профессионального образования. Онлайн-проект охватывает более 90 % профессий российского рынка.
 

Интерактивный парк «Россия — моя история»

Здесь школьники в познавательно-игровом формате открывают для себя более 400 востребованных профессий. С помощью симуляторов и мультимедийных технологий они узнают о таких отраслях, как здоровая среда, комфортная среда, умная среда, безопасная среда, индустриальная среда, социальная среда, деловая среда, креативная среда, аграрная среда.
 
В 2022 г. выставку дополнили аграрной средой, где можно выбрать профессию в сфере растениеводства и животноводства, пищевой промышленности, селекции и генетики. В этом году механика выставки несколько изменилась: сначала ребята смотрят лекцию от профессора Нова, а затем идут решать задания на тач-панелях, получают бинаты и смотрят видео.
 

Юные предприниматели

А еще на выставке можно попробовать себя в роли социального предпринимателя. Узнать, чем этот вид бизнеса отличается от благотворительности и от классического предпринимательства и почему за ним будущее. Располагается проба в середине маршрута, чтобы можно было сменить вид деятельности и закрепить полученные знания.
 
Профессии будущего — еще один важный элемент выставки. Будущим специалистам покажут, какие профессии уйдут в прошлое. Так, водителей грузовиков заменят беспилотные машины. Техника будет ездить по заданному маршруту сама, а человек станет оператором и инженером дронов.
 
Выбор профессии волнует и родителей, и подростков. Чтобы не ошибиться, важно слушать своего ребенка, помогать ему полноценно развиваться в детстве и раскрывать его таланты. С поддержкой родителей, при правильном подходе к профориентации светлое будущее в профессии мечты будет обеспечено!
 
 

Источники:
1. В России возобновил работу проект ранней профориентации школьников, сайт.
2. Как ребенку выбрать профессию, когда он не знает, чего хочет, сайт.
3. Путь в профессию открывает обновленная выставка «Лаборатория будущего» национального проекта «Образование», сайт.
 
 

Top.Mail.Ru
-->