Школьная служба примирения: мирные переговоры, как способ устранения конфликтов

Блог / Статья 13 мая 2022

Школьная служба примирения: мирные переговоры, как способ устранения конфликтов

К сожалению, школа часто становится местом для выяснения отношений. Уровень детской агрессии пугает. 
 
Школьная служба примирения возникла, как помощь учителям, родителям и детям. Примирение – это мирные переговоры с привлечением нейтральной стороны. В качестве посредников выступают как учителя, так и сами школьники, что станет профилактикой конфликтов в будущем.
 
Министерство Образования Москвы планирует открыть службы примирения в каждом округе города к сентябрю 2022 года. 
 

Не просто ссора

Причины детских конфликтов
 
 
Коллектив подростков напоминает волчью стаю, в которой каждому волчонку предстоит занять сове место в иерархии. Это естественный процесс социализации, который обостряется искусственной системой разделения детей на классы. Поэтому между детьми, равными по силе характера и возможностям, возникает конкуренция за сферы влияния – благодарная среда для ссор и обид.
 
Чаще всего в конфликты вовлекаются – в роли нарушителей или жертв – подростки и дети из «группы риска».
 
Чаще всего страдают дети с яркой индивидуальностью и низкой самооценкой. Типичная жертва для коллектива, где действуют законы джунглей.
 
Жертвы буллинга тяжело восстанавливаются после травли. Но страдают не только жертвы. Страдают все дети, вовлеченные в конфликт. 
 
За развивающимся конфликтом и его разрешением очень внимательно следит весь детский коллектив. И именно взрослые будут виноваты, если агрессивные действия «нарушителя» останутся безнаказанными.
 

Привычная реакция

Вмешательство школы в процессы, не связанные непосредственно с обучением детей, минимизировано.

 
Хуже всего, если конфликт замалчивается, и школьникам предоставляют «разбираться» самим.
 
Когда конфликт нельзя не заметить, школа запускает тяжелую административную машину с привлечением социальных педагогов и психологов. В остальных случаях дети разбираются сами. Они чувствуют безнаказанность и ненужность, теряют чувство безопасности и доверие к взрослым.
 

Медиация 

Школьная служба примирения основана на медиации или восстановительном подходе2.
 
Медиация (от латинского «mediаге» – посредничать) – способ разрешения споров с помощью посредника.
 
Родиной медиации для решения школьных конфликтов считаются США, где её использовали уже в 80-х годах прошлого века.  
 
 
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор (посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
 
Успех медиации объясняется многоуровневым подходом к примирению сторон:
  • Межличностное общение: жертва и агрессор учатся разговаривать друг с другом.
  • Личностный уровень: исцеление от обид.
  • Социальный уровень: восстановление нормального общения в коллективе. 
 

А как у нас?

Двадцать лет спустя
 
Медиацию рассматривали в отечественных школах еще в 90-х годах прошлого века. Но до разработки рабочей модели службы примирения при поддержке центра «Судебно-правовая реформа» прошло еще 10 лет. 
 
Первую медиацию в России провели школьники-медиаторы 16 декабря 2002 года в школе № 464 города Москвы. Именно эту дату считают началом деятельности школьных служб примирения в России.
 
В 2010 году фонд «Защита детей от жестокого обращения» внес школьные службы примирения в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребенка». 
 
За 20 лет работы с детскими конфликтами, медиация показала высокие результаты по сравнению с традиционными способами реагирования.
 
Московская инициатива
 
В мае 2022 года Министерство Образования Москвы постановило создать школьные службы примирения в каждом округе города. Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) называл основной задачей школьных служб примирения – создание безопасной и комфортной образовательной среды1.
 

Принципы работы школьной службы примирения

Медиация проходит следующим образом: при возникновении конфликта спорщики, волонтеры из числа школьников и медиаторы собираются за столом переговоров. Вместе они ищут выход из сложившейся ситуации, придерживаясь установленных принципов.
 
Основные принципы:
 
  • добровольность: решение о примирении должно быть добровольным и совместным;
  • конфиденциальность;
  • нейтральность: среди участников конфликта нет правых и виноватых.
 
Медиаторы
 
В качестве медиаторов привлекаются учителя, школьные психологи, завучи и т.п., а также ученики старших классов. 
 
Важно, чтобы в команду службы примирения входили не безразличные школьные работники, а люди, действительно неравнодушные.
 
Медиаторы проходят обязательную психологическую подготовку.
 
Основные задачи службы примирения:
 
 
  • Самостоятельное решение конфликтов внутри школы.
  • Формирование в школьной системе новых способов реагирования на возникновение детских конфликтов;
  • Профилактика дезадаптации школьников;
  • Создание служб самоуправления и волонтеров среди школьников. 
 
Форма организации школьной службы примирения может быть любой – от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения.
 
Когда можно обращаться в службу примирения?
 
Школьная служба примирения рассматривает3:
  • ссоры и конфликты;
  • угрозы физической расправы;
  • оскорбления;
  • буллинг;
  • порчу имущества;
  • прогулы из-за травли;
  • спорные ситуации с учителями и родителями.
 
Цели школьной службы примирения
 
Цель службы примирения – профилактика повторяющихся конфликтов. Этого можно добиться через осознание детьми причин и последствий своего поведения2. Детям нужно предоставить шанс на прощение, дать возможность исправить нанесенный вред и научиться нейтральному общению.
 
Мирные переговоры
 
Примирение сторон не происходит за одну встречу. Медиатор сохраняет нейтральную позицию и помогает наладить контакт между спорщиками. Решение о примирении должно быть совместным и наилучшим для всех⁴.
 
Школьная служба примирения – альтернатива традиционному способу разрешения детских конфликтов. Преимущество медиации в профилактике повторно возникающих конфликтов: спорщики примиряются и учатся нейтральному общению, что идет на пользу обеим сторонам и формирует навык позитивного реагирования на конфликтные ситуации в будущем. 
 
 

Список литературы
1. В Москве решили ввести школьные службы примирения сайт
2. Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Школьная медиация: проблемы и перспективы // Журнал «Гуманитарные науки», 2018. – С. 86.
3. Школьная служба примирения «Дорога к миру» сайт
4. Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно сайт
 
 

Top.Mail.Ru
-->